Иван Рассказов: кто такие тофалары и в чем тайны шаман-камня?

By in
174
Иван Рассказов: кто такие тофалары и в чем тайны  шаман-камня?

Вашему вниманию – партнерский материал от Интернационального Союза Писателей.

Уважаемые читатели, сегодня мы хотим познакомить вас с известным российским писателем, байкером, шаманом, тофаларом Германом Наумовым – Иваном Рассказовым. С 2013 года Герман Наумов стал писать под псевдонимом Иван Рассказов. Всего за шесть лет писателю из сибирской глубинки удалось достичь того, к чему идут порой всю жизнь. Его книги переведены на сорок два языка мира. Сейчас у него множество наград и премий, самые престижные из которых – национальная премия «Писатель года» в номинации «Выбор издательства» за повесть «Тайны Шаман-камня» и международная медаль-премия имени Владимира Набокова за книгу «Необычайные приключения писателей на Росконе».

– А как появился псевдоним Рассказов и с чем связан такой выбор?

– Имя Иван я взял в честь своего деда по материнской линии, фронтовика, а фамилию Рассказов – так как писал вначале много литературных рассказов. Это и послужило прототипом псевдонима. Так многие писатели делают, особенно те, кто пишет на остросоциальные темы, что часто делаю и я. Видимо, тут сыграл роль поведенческий стереотип, как я его на тот момент себе представлял. Все писатели берут псевдонимы, и я должен! Сейчас, наверное, уже не взял бы.

– В одном из интервью вы признались, что кроме Ивана Рассказова у вас есть еще псевдонимы, – этот не единственный? Могли бы вы открыть тайну других и пояснить, как определяете, когда каким подписаться?

– Иные псевдонимы служат в основном для печатных материалов на темы фашизма и других опасных социальных проблем. Мне не раз угрожали, и я не вправе подвергать свою семью риску. Поэтому вопрос с моими псевдонимами закрыт раз и навсегда, думаю, до моих мемуаров.

– По вашим словам, вы пишете всю свою сознательную жизнь. У вас есть литературное образование?

– В нашем чудесном небольшом северном городке Бодайбо в восьмидесятые годы не было институтов, тем более с литературным уклоном. И в связи с тем, что в районе огромными темпами велась золотодобыча, я принял решение поступить в Бодайбинский горный техникум по специальности «горный техник-электромеханик». Родители в этом меня поддержали. В более зрелом возрасте у меня появилась потребность учиться дальше, и я окончил московскую Академию труда и социальных отношений. Специально на литератора я не учился. Моя мама – филолог, более тридцати лет проработала в школах г. Бодайбо учителем русского языка и литературы, поэтому дома всегда было много книг, которые я читал запоем, иногда даже по ночам с фонариком. Видимо, эта страсть к чтению подтолкнула меня в дальнейшем в сторону писательской деятельности.

– Вы считаете себя байкером. Байкеры – это не просто любители и поклонники мотоциклов. Мотоцикл для них является частью образа жизни. Ведь вы – творческий человек, общественный деятель, ведете здоровый образ жизни. Как эти два совершенно разных понятия уживаются в одном человеке?

– Сейчас байкеры стали совсем другими – среди них врачи, хирурги, писатели, люди искусства, генеральные директора компаний и так далее. Новые люди принесли в байкерское движение и новую социальную культуру, другие понятия и ценности. Ежегодно проводим мотоакции в честь нашей Победы в Великой Отечественной войне. Движемся колонной, с флагами, чтобы видели все: друзья и враги нашей страны, – какая у нас сплоченность и сила. Подобные акции проводит и главный байкер нашей страны Залдастанов Александр, или, как мы его еще зовем, Хирург. Легендарный человек, которого часто обвиняют в излишней страсти к политике. Хотя, по моему убеждению, каждый здравомыслящий человек должен сегодня участвовать в общественной жизни нашего государства, тем более если возглавляешь такую крупную организацию, какой являются «Ночные волки»! Стоять в стороне и видеть, как твою Родину хотят сделать слабее, захватывают умы нашей молодежи фашистскими лозунгами, пытаются наказать санкциями, просто нельзя, и каждый лидер обязан поддержать сегодня свою страну, а не пытаться в оппозиции вредить России, ожидая «одобрямс» и финансирования на эти цели из-за рубежа.

– Вы автор приключенческого цикла «Тайны Шаман-камня» и его продолжения, «Необычайные приключения писателей на Росконе». Как возник замысел этой серии?

– Иногда в душе возникает такая потребность выложить на бумагу свои мысли и задумки, что все бросаю и пишу, пока не кончаются силы. Сюжет книги «Тайны Шаман-камня» пришел в голову сам собой. Мое знакомство в Москве с прототипами ее главных героев, Александром Гриценко и Никитой Митрохиным, подтолкнуло к написанию. Сочиняю я быстро: примерно за два месяца у меня получилось написать три повести. Затем, через год, я приступил к «Необычайным приключениям писателей на Росконе». На сегодня книга уже вышла в серии «Гиляровский представляет автора».

– Вы гордитесь своей принадлежностью к малочисленному народу тофалары. Как жил и живет сегодня ваш народ?

– Мой отец был первым секретарем горкома, поэтому он не афишировал своих национальных корней, тогда это было не принято. Но когда я стал старше и начал изучать свое генеалогическое древо, то узнал много интересного о своих предках, в том числе о родстве с древнейшим малочисленным народом тофалары, численность которых сегодня во всем мире составляет менее тысячи человек. Мое родство с тофаларами связано через моего прадеда по отцовской линии, который был тофаларом. Мало кто знает, что самый малочисленный народ в России проживает в Сибири, – это тофалары. Ученые пока не установили, откуда и когда на нашей земле появились тофалары и кто были их предки. Как бы дико ни звучало, но есть версия, что этот народ родом из космоса. Видимо, поэтому я, даже не зная об этой гипотезе, ранее связал на подсознательном уровне в своей книге тофаларов с космическим разумом.

«Тофа» означает «человек», а раньше тофаларов называли карагасами, что в переводе значит «черные гуси». Это коренной народ юга Сибири. Издавна тофалары проживали близ реки Уды. Тофы строили чумы конической формы, составленные из жердей. В зимнее время жилища покрывали шкурой лося или изюбря, а летом – берестой. Интересный факт: чум делился на две половины – женскую и мужскую. Как правило, стойбище тофаларов насчитывало от двух до пяти чумов, а в теплое время – до десяти. Лишь в начале XIX века тофалары осели в рубленых домах. Сама Тофалария вошла в состав Московского государства еще в XVII веке. Этот малочисленный народ в основном вел полукочевой образ жизни. По итогам Всероссийской переписи населения на 2010 год, на территории Иркутской области зафиксировано 678 тофов.

Сейчас я уже больше знаю о жизни тофаларов, со временем планирую издать книгу о жизни и быте народа, с которым меня связывают кровные узы родства. Я горжусь не только тем, что по крови тофалар, но и тем, что гражданин самой красивой, гордой и смелой в мире страны – Российской Федерации.

– Что представляет собой шаман-камень, кто такие шаманы и сохранились ли в вашей семье их легенды, обычаи, передающиеся из поколения в поколение?

– У тофаларов преобладал в основном шаманизм. Шаманы были посредниками между Верхним и Нижними мирами. В каждом поселении был свой шаман, который занимался лечением людей и домашних животных. Также тофы приходили к нему, чтобы узнать свое будущее. Шаманизм – это самые старые ритуальные обряды на земле! Тут ничего не обещают, а просто, умея войти в транс и зная древние заклинания, ты можешь на время оставить свое тело на земле и улететь в страну духов, где уже находятся миллионы душ твоих предков и родных, которым не нужны земные материальные ценности и пища! Поэтому в мире духов нет зависти и подлости. Ведь завидовать просто нечему! Также шаман способен перемещаться в трех мирах, приумножать свои знания, затем с их помощью лечить больных людей, разыскав и вернув их заблудившиеся души, разговаривать с матерью-землей, духом воды и быть самим естеством природы! Только родственная связь человека с тайгой или тундрой, а также родовая наследственность могут помочь человеку видеть и слышать то, о чем другие узнают только после своей смерти. Шаман не более трех-четырех раз в год может, как бы это точнее назвать, умереть на время и посетить тот мир, где живут духи и души наших предков. Это все очень сложно описать, да и не стоит этого делать. Духи не любят, когда о них становится много известно посторонним, и могут строго наказать. Шаманизм не отвергает ни одну религию! Многие тофалары верят в шаманизм, вылечиваясь с его помощью, и ходят молиться в церковь!

Пение тофаларского шамана – это шепот ветра, звонкое журчание воды, пьянящий запах тайги, тепло солнца, пронизывающий холод звезд и луны, подземный гул рожающей в муках матери-земли!

Шаман-камень – это очень древний культовый предмет многих северных народов. Он является сердцем и смыслом моей книги.

Одна из старых тофаларских легенд гласит: в самые трудные времена для семей таежных тофаларов, когда охотничья удача оставляла мужчин, для того чтобы семья не вымерла от голода, охотник-тоф должен был убить волка и, надев его шкуру, искупаться в реке. Лесной народ верил легенде, по которой в охотника переходил дух того животного и тоф внешне оставался человеком, но имел душу волка. Он был способен понимать таежных обитателей, становился удачливым охотником и спасал свой род от вымирания.

– Герман-Иван, в заключение что вы хотели бы пожелать своим читателям?

– Читать больше книг, вбирая из них душу и тепло автора! Мой учитель, шаман Сохори, сказал мне недавно, что скоро уйдет в страну духов и ко мне перейдут его накопленные столетиями знания! Вот тогда я специально для всех своих читателей совершу обряд, дающий здоровье и жизненные силы. Пока же не могу сделать именно этот обряд: у меня еще нет длительного доступа к астральному миру и силы вечности полностью не вошли в мое тело. А это самое главное условие для того, чтобы попасть в страну духов. Многие хотят хоть краешком прикоснуться к этому, но совершить обряд могут только посвященные. А пока вы можете прочитать мою книгу «Тайны Шаман-камня», над текстом которой совершен сильнейший шаманский обряд моего учителя, дающий читателю здоровье, силы и мудрое жизненное равновесие, присущее нашей матери-природе, детьми которой являются все люди на земле!

Интервью с писателем провела Валерия Валахова, специалист по связям с общественностью Центрального Правления ИСП.

Валерия Валахова
54321
(0 votes. Average 0 of 5)